Статьи -> Деревянные загородные дома -> Русская печка

Статьи >> Деревянные загородные дома >> Русская печка
  
Русская печка
Мы все привыкли относить камины к атрибуту высочайшего эталона жизни; отлично, к примеру, представляем Шерлока Холмса и доктора Ватсона, устроившихся в комфортных креслах у старинного британского камина и отыскивающих способом дедукции еще одного преступника. Камины ассоциируются у нас с чем-то благородным. Обя-зательно где-то вблизи должен лежать большой британский мра-морный дог, языки пламени должны отбрасывать загадочные тени на бархатную драпировку больших стенок и на фамильные античные гербы, а за сетками килевидных окон каминного зала должен стоять плотный туман. Туман вчера, сейчас, завтра, как № 1000 лет назад… Но где же нам набраться стольких фамильных гербов, ну и туман в наших краях не таковой уж нередкий гость!

Кое-какое представление мы имеем и о голландских печах, облицованных изразцами. Они, безусловно, красивы и практичны, но настоящие в Рф встречаются изредка, в основном в музеях либо богатых старенькых особняках. Еще меньше мы знакомы с практичными, утермартовскими печами - большими «бочками», затянутыми в корсеты из толстого кровельного железа. Они скоро нагреваются, и скоро остывают. Современные европейские изразцовые (в основном майоликовые) обогревательные печи лишь начинают появляться на нашем рынке.

Но, мы практически не интересуемся (и зря) большими русскими традиционными печами. Немногим понятно, что в Рф были и есть еще кое-где до сих пор так называемые глинобитные печи в древесных опечках, которые совмещают в себе все плюсы перечисленных выше печей, и вдобавок владеют своими, нехарактерными тем, иным, плюсами!
Инструмент для «битья» глины
Российская печь, как мама родная, накормит и обогреет, а когда нужно - вылечит и обсушит. В помещении она создает уникальный комфорт. А запах еды, приготовленной в российской печи, не сравним ни с чем. Любопытно все таки выяснить, так эту русскую чудо-печь делали наши предки и как делают редкие зодчие сейчас. А вот как.

Для мест с открытыми участками подогрева готовятся времен¬ные опечки - широкие доски и подпорки для их, фундамент под талую печь, когда, грунт крепкий, можно сделать ряжевый либо на столбах. Предпочтения какому-то из их ранее не было. Кто хотел надежней -рубил ряжевый. Под него до устройства пола устраивают на земле ровненькую площадку, поверхность трамбуют «бабой» - древесной чуркой с ручкой на две руки с верхнего торца. Сам ряж делают из толстых бревен, укладывая их горизонтально клеточкой. Некие бревна крепят скобами. По высоте ряж точно подводят под доски незапятнанного пола- Все остальное считают уже на их сверху. Столбчатый фундамент модою сделать даже тогда, когда пол уже настлан. В досках пола долбят и выпиливают квадратные отверстия под заготовленные с затесами сверху с 4 сторон столбы. Поставить их легче снизу, из подполья. Так они не вращаются в отверстиях, конструкция будет стабильной.

После того, как кирпич для печной головы и на трубу заготовлен, где добывать глину - понятно, нужно приготовить крепкое основание и особый инструмент. На печных работах - собственный, особенный порядок. Фундамент, древесный основа, база и временная опалубка готовились когда-то самим владельцем либо наемными плот¬никами. Все древесные части таковой печи именуются опечками. Они необходимы во время печебития и в предстоящем. Во-1-х, углы от этого прочнее, во-2-х, каменная масса печи, одетая в древесную рубаху, окрашенную мягенькой масляной краской, смотрится не так строго, а даже празднично и оригинально. В-3-х, человек с вообра-жением и конструкторскими навыками может создавать просто ска¬зочные печные формы. Все зиждется на древесном фундаменте (смотрите общую схему «опечек»). Над полом выкладывают мощную древесную раму из толстых брусьев, на ней - настил из толстых плах, под ним - пустое место, где потом обожают спать кошки. На раме четыре-шесть стоек каркаса потоньше. Меж ними, с 3-х сторон -широкие доски одеяния, на середине - приступка, вверху по периметру, традиционно на уровне верхней перемычки дверной коробки, брус «воронец». За него цепляешься, забираясь на печь. В него врубаются чугунные брусья полатей и посудных полок и время от времени крест под матицу. Все это последовательно устанавливается в процессе битья печи.

2-ая балка-поперечина со стороны шолныша меньше по сечению и меж ней и полом оставляют просвет. Это подпечье.
На утрамбованную землю под столбы укладывают плоские камни-башмаки. Под полом, естественно, должно быть сухо, потому не нужно даже прокладывать изоляционный материал. Стойки на 5 см высовываются из под пола, на их выделаны шипы прямоугольного сечения 6?6 см. На их укладывают продольные балки древесной рамы из толстого бруса. Кто-то соединяет их с досками пола дополнительно коксами. Поперечины врубают без остатка. Соединения крепят нагелями. Со стороны шолныша (рабочее место хозяйки) у продольных балок оставляют выпуски, снизу им придают фигурную форму, именуют такие выпуски «кончиками». На их комфортно щепить лучину, при необходимости что-то разрубить мощным ударом, т.е. применять время от времени заместо разделочной доски. Отсюда они достанут до вьюшки (либо задвижки).

Глину для печи частенько берут прямо под окнами дома, в огороде. Для таковой печи идет конкретно красная жирная глина. Не годятся красноватая зернистая глина «горошница» и все другие разно¬видности глины, глины остальных цветов. В общем процессе печебитья участвуют традиционно 10 человек: четверо копают и носят глину в дом, двое мнут и подают на печь, четыре человека конкретно бьют печь. Для битья печи необходимы «хны». Это огромные древесные молотки из сосны с ручкой-сучком. Ручка незначительно выгнута. Так удобней работать. Один конец ударной части тонкий. Им ровняют и уплотняют поверхность. А 2-ой - затесан с 2-ух сторон на клин. Им толкут либо бьют глину печи, пробираясь в углы и узенькие места меж опалубками.
Тут традиционно хранят кочергу, ухваты для горшков, лопаты - для того, чтоб сажать в лечь хлеба и многое другое.

Чтоб тяжесть глины и мощные удары не прогибали и не проломили доски творила, изнутри нужно подставлять подпорки. Ими могут быть обрезки досок, бруса, кирпичи. К творилу когда-то относились совсем бережно, оно путешествовало по знакомым в сосед¬них деревнях. При установке нижних досок творила на сбитую ниж¬нюю глиняную часть основания (глины - 15 см, земли - 5 см, камешков -10 см, битого стекла - 2 см и глины - 5 см) под каждый угол подклады-вают дощечки, чтоб оно не провалилось и не перекосилось во время битья.

Конструкция внутренней опалубки не обычная. Её, как, и внешнюю, собирают по мере заполнения глины (но готовят заблаговременно). Свод топки делают в форме пологой полубочки. Для неплохой топка нужно соблюсти условие: дуга свода обязана начинаться с основания, без прямых стен. Тогда и тяга будет, и жар будет оставаться снутри. В углах крепкие обрезные доски соединяют впритык - в четверть. Доски передней торцевой стены изнутри топки в центре наполовину надпиливают, чтоб по окончании работы можно было их выбить и достать последовательно, не потревожив свода, у» других досок «творила» - так именуется эта опалубка - делают веревочные ручки. Их при наборе располагают со стороны устья, готовят заблаговременно. Просвер-ливают по два отверстия в каждой доске неподалеку от края, меж ними поперек доски вырезают бороздки под веревку. Вдевают веревку, завязывают два узла, оставляя изнутри вольную петлю. Так она не забивается и не оставляет заметных следов на поверхности свода. Получаются веревочные петли - ручки. При разборке с их помощью легче отрывать доски от плотно держащей их глины, после того, как сбитая глиняная часть постояла два-три дня.

Нужно увидеть, что во время печебития - наполнения глины меж опалубками - каждую порцию глины кропотливо пахтают сначала на полу, уже в помещении, а потом беспрестанно бьют на месте, чтоб в массе её не оставалось никаких сухих кусочков и пустот.

Печь традиционно бьют в помещении со вставленными и закры¬тыми окнами. Шесток и соответственно уровень пода в топке рас¬полагают на уровне подоконников (приблизительно 75 см от пола).

Глину заполняют сразу со всех сторон в промежутки меж творилом и досками наружной опалубки. Временные доски наделаю подпирают глину, укрепляют их распорками от стенок помещения. Если основа опечек делают не мощнейший, к стойкам изнутри крепят проволоку и концы её с петлями забивают в глину. Работники наверху во время всего процесса, не переставая, толкут каждую новенькую порцию глины. Сверху свод перекрывают кусочками глины размером приблизительно 40?30 см. Если в семье много малеханьких деток, свод делают толще, чтоб они не обжигались, устанавливается воронец, поверх¬ность сверху заглаживается. Сейчас по старинному ритуалу нужно ловко клеточкой сложить кии. Хозяйка пробует поставить в этот садок блюдо с кашей. Если не выходит - плохо сложили, профессионалы неопытные, могут остаться без угощения, но, обычно, блюдо стоит отлично. Все! Каменные работы - не сходу и не завтра, а возможны только через три дня. В данный момент начинается веселье, пляски на остатках глины. Владелец угощает парней водкой, женщин пряниками и булками. Это «печное» угощение.

Для добра в стенки печи по старинной традиции вкладывают ладан, средства - для богатства. Кто-то в процессе работы глину подса-ливает, приблизительно так, как солят картошку, когда её дарят. Мой знако¬мый подсыпал отходы ячменя (мякину) - «два огромных короба». Воз¬можно, после прогорания этих частичек в массе глины остаются маленькие воздушные пустоты, от этого печь работает в наиболее подходящем режиме.
 
15.04.09 20:49 by admin


Все категории :: Последние статьи



Производство и реализация опалубки перекрытий.